Строительство дома начинается с составления сметы. Это самый важный документ, в котором фиксируются все расходы на стройматериалы, работу, технику. Однак рассчитать все сразу и досконально — сложно, особенно, если это первая стройка в вашей жизни. Поэтому до основной сметы принято составлять первичную. С ее помощью вы выявите основные статьи расходов и определитесь с порядком цифр. В этой статье мы расскажем, как сделать примерный расчет.
С чего начать?
Смета включает в себя расходы на покупку и транспортировку стройматериалов, работу техники и специалистов, подключение к инженерным коммуникациям — и — что очень важно — непредвиденные затраты при форс-мажорах. Прежде, чем приступать к расчетам, распишите на листочке:
- объем работ;
- какие технологии будут использоваться в стройке;
- сколько людей будет задействовано;
- в какие сроки вы хотите уложиться.
С этим списком вам будет проще составить смету, чтобы с ее помощью контролировать сроки строительства и свои расходы.
Способы составления сметы
Существует три основных метода расчета. Остановимся на каждом из них подробнее.
- Трудозатратный метод. Используется для небольших домов. Вы обращаетесь в строительную фирму, и она озвучивает примерную (!) стоимость своих услуг. Покупка стройматералов, их доставка на участок — все это остается за вами. Важный момент: цены на услуги строителей могут меняться на ходу, то есть компания, по сути, ничего вам не гарантирует. А любые непредвиденные сложности с материалами означают дополнительные расходы. Словом, это не лучший вариант.
- Универсальный метод. Вы — самостоятельно или совместно с проектировщиком — составляете краткий документ. В нем перечисляете основные этапы работы, стоимость материалов, транспортировку. Такая смета отражает траты не полностью, но позволяет прикинуть их примерный уровень.
- Развернутая смета. Как понятно из названия, это наиболее подробный документ, отражающий все финансовое движение и объем работ. Ее обычно используют при масштабном строительстве.
Как составить первичную смету
Поскольку на этом этапе вы делаете лишь примерные подсчеты, советуем поступить так:
- Составьте пошаговый план работ. Определите последовательность действий. Решите, какими работами займется подрядчик, а какие вы можете выполнить сами.
- Выпишите среднюю стоимость материалов, инструментов и услуг строительной фирмы.
- Составьте таблицу в Экселе, где каждая статья расходов будет занимать отдельную графу. Это и будет ваша первичная смета.
Вот графы, которые обязательно должны быть в таблице:
1. Фундамент. Его возведение — самый дорогой этап стройки: вместе с материалами оно обойдется вам в 20−30% от всей стоимости дома. На конечную цену влияет ряд факторов: климат, конструкция дома (каркасник, кирпич, газобетон), тип почвы, тип фундаментной основы.
2. Стены. Стоимость складывается из материала и работы. Что касается толщины стен, то нужно знать несколько моментов в зависимости от типа дома:
- профилированный брус. При расчете толщины используйте формулу: на один градус зимнего холода — 0,8 см бруса;
- полнотелый кирпич. При средней температуре зимой не ниже -30 градусов толщина стен должна быть не менее 65 см;
- при расчете обязательно учитывайте высоту и длину элементов, из которых состоит стена.
3. Крыша. Тут все просто: площадь крыши умножаете на стоимость квадрата выбранного материала — шифера, черепицы и т. д.
4. Инженерные работы. Сюда входит проведение канализации, подвод водоснабжения, разводка электросетей, вентиляция, системы кондиционирования.
5. Внутренняя отделка. Большая группа расходов: здесь и отопление, и водоснабжение, и стяжка. А еще — отделка потолка, стен, пола, установка сантехники, дверей, фурнитуры. Если в доме несколько этажей, включите сюда лестницы. Примерные расходы на отделку считаются по тому же принципу: площадь умножаете на стоимость квадрата материала.
6. Благоустройство территории. В эту графу впишите затраты на вывоз строительного мусора, установку забора, калитки, мощение дорожек и установку уличного освещения на участке.
Теперь о том, как посчитать примерные расходы. Во-первых, делать это лучше вместе с прорабом и проектировщиком. При необходимости — привлечь сметчика из строительной компании.
Можно создать первичную смету с помощью онлайн-калькулятора: по соответствующему запросу в поисковике вы найдете много удобных и интуитивно понятных сервисов. Но при этом нужно понимать, что результаты будут очень приблизительными.
Еще один важный момент: технология строительства напрямую зависит от материала. В среднем цена на строительство дома из самого дешевого дерева начинается от 12 тыс. руб. за кв.м. На каркасник — от 20 тыс. руб. за кв.м. Кирпич — от 35 тыс. руб. за кв.м. Главный принцип: умножаете квадратный метр на стоимость материала — и получаете примерную сумму.
Если у вас ограничен бюджет, идите от обратного: выбираете технологию, затем размер бюджета делите на стоимость технологии за квадратный метр. Так вы получите площадь вашего будущего дома. Еще один возможный компромисс при ограниченном бюджете — часть работ отложить на потом. Это могут быть какие-то этапы внутренней отделки, благоустройство территории.
Если у вас ограничен бюджет, идите от обратного: выбираете технологию, затем размер бюджета делите на стоимость технологии за квадратный метр.
Подведем итоги
Главное, что нужно знать при составлении первичной сметы: стоимость дома зависит от технологии строительства и внутреннего ремонта. Площадь умножаете на стоимость материала за квадратный метр — получаете примерный расход на материалы. Площадь умножаете на стоимость работы за квадратный метр — получаете примерный расход на услуги строителей. После того, как вы примерно подсчитаете расходы таким образом, можно приступать к составлению подробной полноценной сметы.